22 Эмоции
Тема 12. Социальная среда как условие развития личности или психология общения.
0:29 Возможности описания и анализа процесса общения.
Часть 2. Внутренняя регуляция деятельности.
Тема 13. Психология эмоций.
0:23:00 Вступление: соотношение эмоций и воли. Спиноза и Николай Яковлевич Грот.
1:03:00 Определение эмоций и основные аспекты их изучения. Функции эмоций.
1:13:00 Эмоции как психические явления.
1:41:00 Эмоции как психотелесные состояния.
2:03:00 Эмоция как процесс. Условия возникновения эмоций и их протекания во времени.
Для тех, кому трудно воспринимать информацию, могу порекомендовать свои настройки звука:
Изменение высоты тона +1,
Режим тембр (в настройках эквалайзера),
Скорость воспроизведения 1.25
Можете включить тонокомпенсацию =)
человек или группа людей, которые создали данный канал и выложили сюда эти средства, вы просто лучшие. знайте это) спасибо!
Удивительный. Каждое определение подносит в виде инсайта:) существуют ли еще на свете такие гениальные педагоги?)))
0:23:00 Вступление: соотношение эмоций и воли. Спиноза и Николай Яковлевич Грот.
Бенедикт Спиноза – учение об эмоциями («Учение об аффектах и воли»).
1)Всякая вещь стремится Быть, пребывать в
своем существовании (значит есть внутренняя активность) и это стремление есть
сущность вещи. Душа, данное стремнелие быть сознает (ясно или смутно) данное
стремление быть.
2)Если это стремление относится только к душе — оно называется воля. Если
одновременно к душе и телу – это влечение. Быть, существовать значит
действовать. Если влечение сопровождается его сознательным представлением – это
желание (первый простой аффект, есть влечение с его осознанием)
3)Душа может изменяться то к большему то к
меньшему совершенству. Удовольствие (это такое пассивное состояние, где душа
переходит к большему совершенству) и неудовольствие (это такое пассивное
состояние, где душа переходит к меньшему совершенству) – это простые аффекты (не
разложимые далее) Любые нашисложные аффекты, переживания так или иначе сводятся
к 3м основным – желание, удовольствие и неудовольствие.
Аффекты связпны с определенными
представлениями. Эмоция – суть отношения и это всегда отношение к чему-то.
Рассуждать – это дело разума. Если человек находится во власти аффекты – это означает
он не отделяет их от соответствующих преставлениям.
Мы считаем что-то добром, потому что
испытывает при этом удовольствие. Если человек остается во власти своих
аффектов, не управляет ими – то он их раб. Бессилие в укрощении и ограничении аффектов
– это рабство, а их осознание на себе – свобода, или блаженство души.
Способность души к укрощению своих аффектов состоит в их познании, их отделении
от соответствующих представления внешней причины. Управление своими аффектами
суть развития воли. Надо научится отделять сам предмет от своего отношения к
нему, от его аффективной оценки.
Отсюда Когнитивная психотерапия –
возможность осознавать причины своих поступков и отличать представления от
эмоционального отношения к ним.
Не плакать, не радоваться, но понимать. Понимание своей аффективной сферы есть развитие воли.
Николая Яковлевич Грот —
психолог сознания, привнес учение Вундта. Всякое психическое событие, как
цикл сменяющих друг друга фаз. Психический оборот, или цикл, включает в
себя 4 стадии 1) объективная восприимчивость «ощущение» 2)субъективная восприимчивость (связанный
с переживанием – чувство, кот сегодня можно заменить словом «эмоция») 3)субъективная
деятельность (готовность к будущему объективному действию «стремление»)
4)Объективная деятельность (деятельность направленное во вне «движение»)
1я стадия в необихевиоризме получила бы
название «стимул», последняя стадия – «реакция», в промежутке Толмен поместил
бы внутренние регуляторы поведения – эмоции и воля. Эмоции должны готовить к
действию.
Келли — психолог
личности и когнитивный психолог, создатель тестов персональных конструктов –
внутренняя категория кот позволяет воспринимать и оценивать других людей. Этих
критерий может быть несколько, то тогда такой субъект будет называться когнитивно-сложный,
мир для него разнообразен, однако трудность в принятии решении, в управлении
своим поведением. Если у субъекта только одна категория – низкая когнитивная
сложность – эта категория есть у каждого — критерий эмоциональной оценки. Оценка
по одному критерию – удовольствие-неудосольствие. Нравится-не нравится. Хочу-не
хочу. Такой человек чувствует что разные критерии как бы слипаются сливаются в
один, но они разные. Такому человеку сложно отличить самого человека от своего
отношения к нему. Он говорит хороший человек или нет, а на самом деле нравится
или не нравится.
Пример. Его методику использовали в России в 70х годов в семейной консультации, женьщина жаловалась на мужа — следовательно терапия выражается в том чтобы разделись 2 критерия которые сцепились. Терапевт помогает осознать критерий эмоциональной оценка. Спиноза: отделить представление от аффекта. Келли: Разъединить эмоциональную оценку от того что соединилось с ней. Выходит от терапевта: значит нравится-не нравится это одно, а вежливость-грубость это другое.
Гештальт терапевт Фриц Перлз. Эмоция
необходима для такого принятия (приспособления к ситуации), чтобы в ней можно
было действовать.
2:06:00 Эмоция как процесс. Условия возникновения эмоций и их протекания во
времени.
В какой последовательности расположены предшествующие события. Что
предшествует эмоции.
Теория Джемс-Ланге (Датский физиолог)
Джемс считал принципиальным — эмоция
должна быть выражена телесно, имея ввиду базовые эмоции, жизненно важные.
Которые могут включать в себя 3 компонента – интеллектуальный, эмоциональный,
волевой (моторный). Эмоция есть психо-телесное и если телесные проявления
снять, то исчезнет сама эмоция, те она либо превратится в феномен воли (я сдержал
телесные проявления – но это уже не чистая эмоция), а если я читаю книгу,
рассуждаю, но не чувствую, нет телесного переживания, то эмоция превратится в интеллектуальный
феномен, познавательный.
Далее Джемс предпринимает рискованный шаг, вызвавший критику. Он начинает с
пародокса «Мы боимся потому что бежим от опасности, мы печалимся потому что
льем слезы». Далее пытается наметить некую последовательность возникновения
эмоции: наблюдение объекта (внешнее событие или воспоминание о нем), периферические
телесные изменения, их осознание, и наконец, эмоция.
Критика теории 2 направления:
1) Связано с физиологии эмоции – они поняли Джемса совершенно буквально, назвали эту теорию периферической и возразили – эмоции возникают не на периферии, есть
ответственные отделы мозга – лобно лимбическая кора, отделы гипоталамуса, гипокампа
– эмоциональный мозг – центральная часть. Они правы, но Джеймс не имел ввиду
мозговую активность, так эту мозговую активность нельзя пережить психически.
Она есть но она не отражена в психике.
2) Психологическая критика – Эдуард Клапаред (швейцарский психолог) различает чувства и эмоции. Чувства – есть первичная оценка объекта или ситуации, как раз
выполняет приспособительную, адаптивную функцию, которая всегда полезна. Что бы
мы не воспринимали, у этого воспринятого всегда есть чувственный эквивалент, а эмоция
– прежде всего вторичны, они могут быть неадаптивны, т.е. вредны. (Пример: мы идем
по темному лесу и чувствуем опасность ситуации – оценка чувственная есть, мы
спокойно идем, а не бежим, а значим не испытываем эмоции страха.) Он уточнил
теорию Джемса-Ланги – он введенное им Чувственную оценку как бы вставил в уже
названную последовательность: наблюдение внешнего события; его чувственная
оценка; периферические изменения; их осознание и эмоция.
Новое рождение получила теория в 60е годы после экспериментов Шехтера
«Опыты с нарушением обратной связи».
Испытуемым сообщали что они будут принимать участие в определение эффекта
новых лекарств, якобы они должны влиять на эмоциональное состояние. А на самом
деле давали легкий препарат, которые на короткое время 30мин изменял
функционирование организма, делая его более активным – учащалось дыхание, сердцебиение
(те периферические изменения были), в
одном из вариантов вообще ничего не давали. Делили на две группы и давали листы
бумаги для записи изменений своих эмоциональных состояний. В каждой группе был
человек (ассистент) который задавал «образец» эмоций – в опред момент начинал
рвать мять листы, а в другой группе – делал голубей изображая эйфорию. –
результат – 2/3 испытуемых использовали соответствующий образец – они переживали
ту же эмоцию, которую демонстрировал помощник экспериментатора. Отсюда мы
понимаем теорию Джемса с новой стороны – мы говорим периферические изменения
одинаковы, но их осознания разны, поэтому так же различны становятся эмоции
Теория Джемса-Ланги не только исследовательская теория но и терапевтический
прием, причем достаточно эффективный. Цитата Ланги: «Посмотрите на себя в
зеркало и вы видите на своем лице и например вы видите мимические изображения
печали, постепенно снимите признаки печали со своего лица и исчезнет печаль»
Научитесь управлять периферическими телесными выражениями эмоций и вы овладеете
своей аффективной сферой.
1:43:00 Эмоции как психотелесные состояния.
Эмоция это не только всихическое явление. По Вундту, сознание, эмоция
выступала как психическое, но не так ка для Джемса и большинства сегодня. Эмоция
-это единая психотелесная реакция. У джемся эмоция будет не полной без своего
телесного выражения и телесного переживания. Это аспекты где объединяются т зр
психологов и физиологов, где изучается телесному выражению эмоций. Группы
внешних выражений : 1) поведенческие выражения (Дарвин, эволюционная теория
эмоций – приспособительные движения, изменение мимики), выражение эмоций в
речи, кот невербальное – в речи проявляются не знаковые смыслы, а состояния, паузы, интонация
2) физиологические и вегетативные показатели (изменение типового
фунционирования организма – дыхание, сердцебиение),индикация эмоций, может ли
выражение эмоций стать указующей на само существование эмоции,
кожно-гальваническая реакция КГР (мурашки по коже) – ее надо сопоставлять с
другой активностью и гарантии что это
именно эмоция может не быть, где есть гарантия в опытах Тихомирова и
Виноградова в концу 60х годов «эмоциональное решения задачи», как пример
использования индикатора эмоции: Испытуемый решал не сложные шахматные задачи,
у них фиксировалась 1) речевая активность – их просили проговаривать все что
касалось решения, 2) движения глаз 3) элестросопротивление кожи, где возможна КГР.
Сопоставив эти 3 активности и наблюдаем в речи характерные междометия ага
вот-вот нашел сейчас – нечто предшествующее инсайту, в движении глаз мы
наблюдаем резкое сужение зоны ориентировки – то он обследовал все поля доски а сейчас
одну или несколько определенных фигур – признак евристики, и в 3
сопротивлении кожи мы наблюдаем КГР. Теперь сопоставив КГР с сужением зоны
ориентировки и характерными междометиями мы можем утверждать что имеет место
феномен эмоционального предвосхищения решения задачи. Истинное решение еще не
наступило, а эмоциональное уже есть. Эмоциональное уже есть, а будет ли
истинное еще не известно. Эмоциональное решение не гарантирует подлинное но
всегда предшествует подлинному.
Эвристика – пришло из информатики (алгоритм-это полный перебор вариантов
решения с гарантией успешного результата) эвристика-это правило эффективного
сокращения поиска вариантов решения не гарантирующее успешный результат.
В данном случае эмоция выполнила функцию эмоции
3)Биохимические изменения – резкий выброс адреналина в кровь. Ган Селье,
автор понятия стресс – напряженность, это часть общего адаптационного синдрома,
это форма адаптации к ситуациям опасным для жизни. Если стрессор действует
постоянно, то появляется тревога, затем стадия привыкания, устойчивости к нему
и стадия истощения (собственно стресс). Если ситуация неизбежно опасная – то стресс
наступает сразу же и выражается не только в изменении функций организма, но и в
изменении структуры внутренних органов, защита организма. Сегодня понятие
стресс стало более многозначным. Стресс по Селье первоначально– понятие связанное
с организмом, биохимическими изменениями в нем, затем стресс стали различать на
физиологический и психологический стресс (эмоциональная аффективная
напряженность), который тоже стали различать на собственно эмоциональность (излишняя
эмоциональная напряженность) и операциональный (это тот уровень напряженности
кот необходим для поддержания выполняемой деятельности. Это статус эмоционального
тонуса, необходимый для поддержания определенной деятельности.) Этот
операциональный стресс может быть индивидуален.
Самый лучший !!!
У меня есть вопрос по теме. На 1:45:05 говорится о внешнем проявлении эмоций. Есть где нибудь этот материал развернуто?
Вирус задолбал уже!
Очень интересно
1:03:00 Определение эмоций и основные аспекты их изучения. Функции эмоций.
Рубинштейн= потребность.
Эмоция есть псих-е отражение актуального состояния потребности и Леонтьев
= деятельность. Деят-ть мы выделяем по мотиву, действия подчинены целям. Смысл
действия – есть осознание отношения мотива к цели. Мотивы выполняют свои
функции (образуют смыслы) даже тогда, когда они не осознаются. Проявляют себя смыслы
в сознании, психике в виде эмоции. Эмоция
есть психически представленность смысл, образованная мотивом. Смыслов может
быть 3- природный (здесь значимость объектов выступает как их польза
либо вред), социальный, разумно-сознатеотный (различие как добро-зло,
хорошо-плохо), личностный (различие истина-ложь). Смыслов 3 уровня, а эмоция
может быть одна. Эмоциональное переживание всегда поверхностно, оно нуждается в
анализе. Ради чего я испытал ту или иную эмоция. Задавая эти вопросы я рано или
поздно прийду к смыслу и мотиву, который его образовал. Эмоция — это ключ к
познанию мотивов.
Возможные аспекты к изучению эмоций: 1)как явления, 2)как состояния, 3)как
процесс.
1:15:00 Эмоции как психические явления.
Вундт
Любое психическое имеет 2 аспекта- субъестиный и объективный это 2 рода
псих-х элементов. Объективные — это
ощущения, субъективные – чувства. Чувства (эмоции) -это простые субъективные
элементы сознания (простые-не разложимые далее). У ощущений и чувств есть
сходства и различия Сходства: они обладают качеством и интенсивностью. Различия:
Ощущения – частные элементы сознания – представление это сумма ощущений. Ощущения
могут относится к разным представлениям. Чувства относятся к одному объекту, или
выполняют функцию синтеза, обобщения, чувство объединяет сумму ощущение. (Пример
из угадай мелодию – нота как ощущение. 3 элемента – это объем внимания по Вундту.
Пытаются по начальным ощущениям воссоздать целое – это и есть по Вундту
основная функция чувств)
Любое чувство – это всегда отношение к чему-то. Если брать псих-е явление –
оно всегда будет состоять из двух аспектов – аспект объективный (предметность
эмоции) испытывать чувство без предмета это значит пока не найти этот
предмет – он всегда есть но не всегда бывает осознан. Аспект субъективный – переживание, или отношение к предметы
У Вундта выделяется 3 параметра чувств: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение,
напряжение-разрядка. Из простых чувств слагаются сложные. Сложные чувства – это
сумма простых. Это пространственное соединение, или требующее своего протекания
во времени. Это аффективный, или волевой акт. Продолжение в волевой теме
Жан Поль Сартр
Как франзузский философ, представитель экзистенциализма (существование), предлагает
феноменологический подход (метод гештальт психологии, единство объекта с субъектом).
Эмоция — это субъективная сознание (представления)
мира. Это единство взволнованного субъекта и волнующего объекта. Представлений
мира может быть как минимум 2. Это 2 мира в которых может существовать человек –
рациональный – мир логических рассуждений, и магический, иррациональный -мир где
нет разницы между объективным и субъективным, ч-к безразличен к логике; функция
погружения – объяснение уникальности события, понимание человеком уникальности произошедшего
с ним. (Пример от туземце, который объяснял магические причины почему палка упала
именно на его ногу).
Эмоция -это превращение мира, есть переход из мира рационального в
магический. Есть ложные эмоции (можно иммитировать), но настоящая эмоция должна
быть пережита непосредственно. Предположим за темным окном наблюдаем некое лицо
и мы эмоцию страха. А зачем мы испытали эмоцию страха, разве мы распознали
объект, даже если он опасен но он далеко, но эмоция не приемлет рациональных рассуждений,
эмоция оценивает ситуацию непосредственно. Сартр повторяет Спиноза – обычно мы
считаем что это человек вызвал наше негодование и мы испытали эмоцию гнева, а
на самом деле если вернутся в мир логики, то чел-к вызвал негодования лишь
потому что гневался я. Т.е. мой гнев окрасил ситуацию, оценил по своему. Здесь
он будет говорить об овладение аффектов, овладение им.
Эмоция, жизненная необходимость за ней стоящая: ритуал гадания – женщины собирают
растения и готовят яд. В день гадания шаман обращается к оракулу да или нет, капает
яд в клюв цыпленку. Если цыпленок умирает значит да, если нет-то нет. Европеец
говорит а если просто так капнуть яд в клюв – он же тоже умрет, а если оракул
будет постоянно отвечать нет. Шаман – наверное в результате цыпленок лопнет . Это
был пример представления мира во власти аффектов.
Как на практике можно применить той пример про интелигенцию?
22:45
Психология личности
Внутренняя регуляция деятельности: Психология эмоций
Полезное видео!
смотреть лучше в скорости х2
@DTP только заметил ?, ну тут я с т9 согласен на 100%
@dolbitthebest 978 сказочное ?
При обычной скорости можно обдумать каждое предложение сказочное ранее.
Конспектировать сложно
мой герой <3
@Леонардо Таротелли ага, она невероятно красивая))
мой член вот кто твой герой
спасибо огромное
эрэсь
Дискутирую мысленно с ним в каждом видео. Со многим готов спорить на разрыв аорты! Учусь у этого человека не только материалу лекций. Его невозмутимое продолжение изложения материала, не смотря на мои столь бурные с ним дискуссии заставляет вновь и вновь открывать и исправлять в себе деструктивеые алгоритмы мышления и поведения. Благодарю Вас, уважаемый господин Петухов!;)
было познавательно , спасибо!